Над российскими предприятиями, выпускающими свинец, навис дамоклов меч закрытия. Санкции не позволяют вывозить продукцию в европейском направлении, а поиск новых контрагентов невозможен из-за того, что Министерство промышленности и торговли задерживает выдачу лицензий на экспортные поставки. Спрос внутри страны, который обеспечивали автопроизводители, тоже снизился на фоне приостановки деятельности автоконцернов. Хотя он и так был незначителен и не покрывал предложения. Темпы производства некоторых заводов снизились до 30%, а складские помещения заполнены продукцией.
Власти страны дали распоряжение заводам оформлять лицензии на вывоз свинца. Такой режим будет действовать в стране с 16.05.2022 по 15.11.2022. Выдавать документы должен Минпромторг, но он еще не обеспечил разрешениями ни одно из российских предприятий. Из-за этого экспорт необработанного свинца полностью парализован, и когда возобновится, никто сказать не может. Минпромторг от комментариев воздерживается.
Как только к банкам России были применены санкционные меры, прекратилась отгрузка свинца в Европу, так как не стало возможности осуществить транзакции. К тому же нарушились логистические цепочки. А по указаниям пятого пакета санкций, Евросоюз запрещает своим предприятиям покупать у России свинец с 10.07.2022.
Представители Минпромторга не сообщают, в чем причина перенесения сроков оформления лицензий, но при этом утверждают, что ведутся действия по перенаправлению поставок на Восток.
Для выпуска необработанного свинца используется сырье в виде свинецсодержащих отходов, которые в большинстве своем извлекаются из автомобильных аккумуляторов. На организацию приемки аккумуляторов, их утилизацию и переработку и выдается лицензия, так как углекислота, содержащаяся в изделии, относится к токсичным веществам II класса опасности.
Когда еще в мае зашел разговор о лицензировании отрасли, власти страны заявили, что заводы уже собрали полный пакет документов на передачу в Министерство промышленности и торговли, представители которого говорят, что такой подход к контролю предприятий позволит исключить вред, причиняемый попаданием в окружающую среду свинца и кислот. Но в стране есть компании, обладающие лицензией на обращение с такими отходами, но разрешение на утилизацию аккумуляторов получить не могут. Это связано с тем, что каждая компания применяет разные технологии обезвреживания и переработки опасных веществ.
Тогда в правительстве указали еще одну причину задержки экспорта: исключение возникновения нехватки свинца для собственных нужд. А в Минпромторге озвучили третью — снижение стоимости свинца на внутреннем рынке.
По статистике, из 200 000 тонн свинца, выпускаемого заводами, около 100 тыс. т отправляли за рубеж, и металла хватало внутренним покупателям. А теперь, когда основные потребители свинца — автозаводы — не работают, спрос упал, и на этом фоне дефицита не ожидается. Зато на предприятиях кризис перепроизводства: склады переполнены продукцией, темпы производства приходится снижать до уровня одной трети от мощности.
В России насчитывают несколько десятков предприятий, выплавляющих свинец. К ведущим в отрасли относят такие, как УГМК, «Экорусметалл», «Фрегат», «Агроприбор, «Рязцветмет».
За прошлый год экспорт свинца составил 127 300 тонн необработанной продукции (5–6% от общего оборота свинца в мире). Стоимость отгруженного за рубеж металла — чуть более 260 миллионов долларов США. Из всего отправленного в Европу свинца 47% купили страны Евросоюза и Швейцария. Другие важные для России импортеры металла — Турция, закупающая 7,5% от всего российского экспорта, КНР (включая Гонконг) — 4,2%, Республика Беларусь — 1,8%, Арабские Эмираты — 1,6%, Сербия — 1,9% и Таиланд — 1,5%.
Проблема переориентации поставок в Китай, который способен увеличить импорт свинца из РФ, заключается в логистике. Сложность в территориальном расположении заводов-изготовителей, базирующихся в центральной части страны. Хотя КНР все же можно считать приоритетным контрагентом, так как свинцовые концентраты она закупает в объеме 90% от всей производимой российскими заводами продукции.
Сергей Гришунин, представитель Национального рейтингового агентства, озвучил свое мнение относительно изготовления свинцовых аккумуляторных батарей внутри страны. По его словам, нужно интенсивно наращивать производство, так как аккумуляторы такого типа по сравнению с литий-ионными обладают большей емкостью. На фоне увеличения доли электрического транспорта в инфраструктуре России, спрос на продукцию будет обеспечен. Развитие собственного производства не только исключит дефицит батарей в транспортной отрасли, но и позволит снизить объем импорта свинцовых аккумуляторов. В 2021 году в Россию ввезено свинцовых аккумуляторных батарей на сумму более 594 миллионов долларов США.
Нужно также обеспечить закупку свинца государством, чтобы создать резерв. Много денег из казны на это выделять не потребуется, а в перспективе на фоне мировой инфляции свинец можно будет обменивать на оборудование, выпускаемое дружественными государствами.