Россия готовится ежегодно поставлять в Индию 40 млн т коксующегося угля

67 30.06.2022 Рынок

На форуме «Российская энергетическая неделя» был подписан важный для российской угольной отрасли документ. Это меморандум о годовой поставке в Индию коксующегося угля для металлургических предприятий в объеме до 40 млн тонн. Договоренность по этому вопросу между двумя странами станет стимулом к расширению разработки угольных месторождений, налаживанию логистики, наращиванию инфраструктуры, внедрению НИОКР. Подписи под меморандумом поставили Николай Шульгинов, глава Минэнерго России, и Рам Чандра Прасад Сингх, министр сталелитейной промышленности Индии.

По словам Шульгинова, за 2020 год объем отгрузки угля индийским партнерам достигал восьми миллионов тонн, из них на коксующийся уголь пришлось 1,2 млн тонн. За первые девять месяцев 2021 года экспорт угля составил пять миллионов тонн, в том числе коксующийся — полмиллиона тонн.

Индия собирается исключить свою зависимость от австралийского поставщика твердого топлива, но в условиях развития металлургической отрасли нуждается в больших объемах угля. Потребности будут закрыты благодаря отгрузкам из России.

Российская сторона способна увеличить добычу твердого топлива, а именно его коксующейся разновидности. Среди компаний, готовых расширить объемы производства угля, присутствуют «СДС-уголь» и «Сибантрацит». Однако существует логистичкая проблема в нехватке вагонов для переправки угля по железной дороге. Это обусловило отсутствие конкретики по срокам наращивания экспортных поставок до 40 млн т.

«Сибантрацит» для транспортировки угольной продукции пользуется морскими судами большой вместимости. Так, весной стартовала отправка коксующегося угля из порта Тамани. За первые шесть месяцев 2022 года угледобывающее предприятие экспортировало продукцию шестью балкерными судами. Одно из них направилось в Индию. Всего морскими путями переправлено более 970 тыс. тонн угля.

Справка по объемам вывоза угля из РФ. За 2020 годы российскими угледобытчиками выработано 375 200 тыс. т угля разных видов, экспортировано 212 200 тыс. т (больше на 2 200 тыс. т), в том числе 29 100 тыс. т коксующегося угля. Ведущие экспортеры угля в мире — Австралия и Индонезия. Россия находится на 3-м месте, ее доля в общем объеме угледобычи составляет 16%.

Согласно статистике, приведенной аналитиками финансового рынка, индийские потребители используют меньше всех в мире стали на душу населения, если рассматривать страны с крупной экономикой. В Индии планируется развитие металлургической промышленности и расширение производства с доменно-конвертерной методикой, для которой в качестве топлива нужен коксующийся уголь. Именно этого вида полезных ископаемых в Индии недостаточно, в отличие от руды, залежи которой на полуострове весьма обширны.

Из-за пандемии коронавируса транспортировка твердого топлива из Австралии шла с ограничениями. К тому же негативно повлиял тренд «зеленого» производства. Но нужно понимать, что договор между Россией и Индией направлен не на замещение австралийского топлива, а на увеличение общих объемов закупок угля. Это связано с планами индийских металлургов увеличить выпуск стали до 190 млн т в год к 2025 году, и до 300 млн т — к 2030 г. Большие объемы угля, поставляемые в Индию из Австралии, обусловлены невысокой стоимостью и отказом от покупки топлива предприятиями КНР.

Российский «Эльгауголь» способен экспортировать более 30 млн тонн угля в год. Отгрузкой топлива индийским партнерам способны заняться «Распадская», «Колмар» и «Мечел», добывающие коксующийся уголь. По базису FOB стоимость тонны коксующегося угля премиум-марок доходит до 400 долларов США. Поэтому расходы на логистику при поставках в Индию будут компенсированы ценами на твердое топливо.

Известно, что мировые объемы добычи коксующегося угля ограничены, поэтому сырье из России остается конкурентоспособным, несмотря на уровень цен. Стоимость премиальных марок будет оставаться высокой в течение следующих десяти лет, считают аналитики. За счет экспортирования 40 млн т угля Россия выручит от 6 до 7 миллиардов долларов США ежегодно.

Аналитики считают, что в долгосрочной перспективе цена на уголь сохранится на уровне от 150 до 200 долларов за одну тонну, это значит, что выручка за 40 млн тонн достигнет 6–8 миллиардов долларов. Но активно нарастить добычу и отгрузку не получится из-за проблем с логистикой. По итогам 2020 года на внутренний и внешний рынки российские угледобывающие компании отгрузили 67 млн т коксующегося угля. Увеличение объемов добычи будет идти постепенно в течение 7–10 лет, предполагает Михаил Бурмистров, генеральный директор «Infoline-аналитики».

Морские дальневосточные порты и портовая инфраструктура Азово-Черноморского бассейна находятся примерно на одном расстоянии от Индии. Это означает, что расходы на логистику по обоим направлениям приблизительно одинаковы. Но нужно принимать во внимание, что уголь с месторождений Восточной Сибири транспортируется лишь через порты Дальнего Востока. Чтобы значительно увеличить угледобычу и транспортировку угля в Индию, следует наращивать пропускную способность железнодорожной сети и умножить мощность портовой инфраструктуры.

Возможны три варианта увеличения пропускной способности Транссиба и БАМа, предложенные ОАО «РЖД». Со своей стороны, «Эльгауголь» видит перспективу в строительстве порта с выходом в Охотское море и ж/д ветки для подвоза угля к судам.

БАМ и Транссиб развивают поэтапно: в первую очередь предусмотрено увеличение годовых объемов транспортировки до 144 млн т, затем до 180 млн т. По данным транспортной стратегии, реализуемой в России, к 2035 году пропускная способность достигнет 240 миллионов тонн в год.

Экспорт угля через морские порты РФ в 2020 году составил 174 млн т. Такие показатели озвучил Кирилл Никода, замначальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка. Чтобы дополнительно экспортировать 40 млн т коксующегося угля, что составляет 23% от существующих объемов, нужны огромные мощности, которых пока нет. Экспорт наращивается постепенно вместе с процессом модернизации путей сообщения ж/д и расширения морских портов. За период I–III кв. 2021 года объемы отправки угля увеличились на 27%. В подсчет включены показатели портов Южных и Северо-Западных федеральных округов, в частности Таманского и Усть-Лужского.

Как сказал представитель ОАО «РЖД», компания занимается расширением инфраструктуры согласно инвестиционным проектам, направленным на предоставление возможностей по отправке на экспорт прогнозируемых объемов продукции.

Если и в дальнейшем будет сохраняться высокая стоимость угля, это позволит отгружать его через дальневосточные и южные морские порты. В Тамани смогут осуществить перевалку 50 млн тонн угля против 30 млн тонн по сегодняшним показателям. Объемы согласованы с возможностями железнодорожного сообщения, которые также постепенно наращиваются и должны достигнуть 131 млн тонн в год в направлении южных морских портов.

По результатам деятельности терминала ОТЭКО в порту Тамани, за период июнь-сентябрь прошлого года перевалка угля составила 563 тыс. т, из которых 394 тыс. т — коксующийся уголь. На настоящий момент мощность портового терминала ОТЭКО не превышает четырех миллионов тонн в месяц. В 2022 году она составит уже 5 млн т. Если будет необходимо отправить в Индию уголь, ОТЭКО сможет в полном объеме обеспечить отправку. Вся проблема заключается в отставании железнодорожной сети, не способной перевезти продукцию в заданных объемах.

Что касается портовой инфраструктуры Дальневосточного федерального округа, то местные порты недозагружены минимум на 20 миллионов тонн. Как только пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей будет соответствовать запросам экспортной поставки, станет возможным наращивание экспорта угля в Индию. Реализация программы по увеличению объемов переправки угля намечена на 2024–2025 годы, как только БАМ и Транссиб смогут обработать 180 млн тонн груза.

Метки: экспорт мировой_рынок уголь
Популярные новости
Рост цен на металлопрокат и динамика цен на арматуру в России в 2020 и 2021 году
22220

За минувшие пару лет продукция металлопроката существенно подорожала. Но эксперты прогнозируют скорую оптимизацию рынка.

24.06.2021

Прогноз цен на металлопрокат 2022
13799

Прогноз цен на металлопрокат 2022 для России и мировые тенденции.

21.12.2021

РУСАЛ заявил об участии в проекте покупки акций «Норникеля»
2481

Организация становится участником обратной покупки акций никелевого гиганта, чтобы привлечь дополнительные финансы для инвестирования в собственную программу развития.

20.07.2021

Акционеры РУСАЛа провели всеобщее собрание по подведению годовых достижений
2441

В Российской Федерации первый раз проводилось итоговое всеобщее собрание владельцев акций по результатам года.

20.07.2021

На Трубной МК запустили лазерную систему, контролирующую качество листового металлопроката
2405

Челябинский ТПЗ из состава ТрубнойМК произвел установку современного оборудования высокой точности.

20.07.2021

В Промышленном МХ сменились руководители
2366

Из Промышленного металлургического холдинга поступила информация о перестроении руководящего состава.

21.07.2021

Металлоинвесту отдано генеральное партнерство с российским павильоном в дубайском «ЭКСПО-2020»
2344

«Металлоинвестом» и российским Минпромом подписан документ о взаимодействии на Всемирной выставке «ЭКСПО2020».

21.07.2021

Новый ГПС от УК «Кузбассразрезуголь» для профессии «Машинист конвейера»
2143

Президент РФ Владимир Путин дал поручение разработать государственный профстандарт для работников, задействованных на заводах угольной отрасли.

07.09.2021

О сокращении импортирования стальных труб за первое полугодие
2101

За первое полугодие года в пределы российской территории ввезено 2897700 т чермета (72-й группыТН ВЭД ЕАЭС). Показатель по годовому соотношению подрос на 15.4%.

23.08.2021

Об актуальных ценовых индексах по черному металлолому
2043

Стоимость черного металлолома на отечественном рынке составляет 25 320 рублей — это усредненная цифра за тридцатую неделю настоящего годового периода.

31.08.2021

По заверениям Минстроя, выросшая цена металла и других стройматериалов не окажет влияния на государственное строительство
2023

Резкий скачок цен на строительные материалы не помешает государственным планам строить объекты и развивать отрасль, заявил российский министр по строительству Ирек Файзуллин в беседе с представителем телеканала «Россия-24».

02.08.2021

Проведена оценка Малмыжского месторождения: обнаружен рост запасов меди
1986

Российская медная компания провела доразведку Малмыжского месторождения с целью оценки запасов медных руд.

06.09.2021

Из ТМК в сталеплавильный цех «Северстали» поступила продукция высоких технологий
1939

Промпредприятием ЭТЕРНО, входящим в «Трубную Металлургическую Компанию», впервые изготовлена и поставлена «Северстали» опорная рама к поворотной рабочей плоскости.

10.08.2021

Сургут станет местом строительства сортового мини-завода
1921

На территории Сургута запланировано возведение металлургического предприятия, способного производить 100000 т ежегодно. З

19.08.2021

Объем перемещения чермета посредством НМТП в первом полугодии увеличился на 2.9%
1901

В первом полугодии нынешнего года показатель консолидированного грузооборота в Новороссийском морском торговом порту достиг 58430000 т, снизившись за годовой период на 6.85%.

08.08.2021

В Минэкономразвития и Минфине до окончания года разработают изменения по налогообложению металлопроизводителей
1895

Двумя российскими министерствами — по экономическому развитию и финансам готовятся предложения для предоставления правительству до окончания текущего года об изменении системы налогообложения металлургических производств.

01.09.2021

Объем перевозок контейнеров с черными металлами с января по июль увеличился на 23,6%
1877

Российские железные дороги с января по июль текущего года всеми видами сообщения перевезли 3695500 заполненных и пустопорожних контейнеров ДФЭ(TEU).

30.08.2021

С Новым годом!
1759

Пусть 2022 год будет ярким, дарит вам свет и тепло, радость и улыбки! 

31.12.2021

Группа НЛМК и «Газпром нефть» объединят усилия для поиска и развития инноваций
1662

Группа НЛМК и «Газпром нефть» стали партнерами в сфере интеграции инновационных решений.

14.12.2021

Введение антидемпинговых пошлин на оцинкованную сталь из РФ и Турции приостановлено до конца лета
1608

В конце второго квартала 2021 года стартовало расследование о демпинге цен со стороны поставщиков оцинкованной стали из России и Турции. В Евросоюзе рассматривали предложение о вводе пошлин на импортную продукцию.

28.01.2022

Популярные товары в Москве
Профнастил ОЦ Н57 0,7

Профнастил ОЦ Н57 0,7

цена
от
 493 руб. / м²

Профнастил ПЭ С20 0,5

Профнастил ПЭ С20 0,5

цена
от
 429 руб. / тн

Профнастил ОЦ С10 0,5

Профнастил ОЦ С10 0,5

цена
от
 358 руб. / тн

Профнастил ОЦ С8 0,5

Профнастил ОЦ С8 0,5

цена
от
 330 руб. / м²

Профнастил ОЦ МП20 0,8

Профнастил ОЦ МП20 0,8

цена
от
 566 руб. / м²

Профнастил ОЦ С8 0,4

Профнастил ОЦ С8 0,4

цена
от
 273 руб. / м²

Профнастил ПЭ НС35 0,7

Профнастил ПЭ НС35 0,7

цена
от
 685 руб. / м²

Профнастил ПЭ НС35 0,5

Профнастил ПЭ НС35 0,5

цена
от
 560 руб. / м²

Профнастил ОЦ НС44 0,7

Профнастил ОЦ НС44 0,7

цена
от
 540 руб. / м²

Труба профильная 40х40х2

Труба профильная 40х40х2

цена
от
 52 780 руб. / тн

Труба профильная 20х20х2

Труба профильная 20х20х2

цена
от
 53 319 руб. / тн

Арматура 12 А500С

Арматура 12 А500С

цена
от
 30 000 руб. / тн

Труба профильная 40х40х3

Труба профильная 40х40х3

цена
от
 49 780 руб. / тн

Труба профильная 60х60х3

Труба профильная 60х60х3

цена
от
 49 780 руб. / тн

Труба профильная 40х20х2

Труба профильная 40х20х2

цена
от
 52 780 руб. / тн

Труба профильная 20х20х1

Труба профильная 20х20х1

цена
от
 52 879 руб. / тн

Арматура 10 А500С

Арматура 10 А500С

цена
от
 30 000 руб. / тн

Профнастил ОЦ Н114 1

Профнастил ОЦ Н114 1

цена
от
 646 руб. / м²

Труба профильная 60х60х2

Труба профильная 60х60х2

цена
от
 52 780 руб. / тн

Труба профильная 50х50х2

Труба профильная 50х50х2

цена
от
 52 780 руб. / тн