Прошедшие зимние месяцы показали интересную статистику. Если ранее с наступлением того или иного сезона начиналось традиционное движение котировок и можно было прогнозировать цены заранее, то, например, в феврале неожиданно увеличилась стоимость черных металлов, а котировки на цветмет и драгметаллы пошли вниз. Покупатели остались недовольны. По словам экспертов, такая ситуация сложилась из-за разрушений в Турции, вызванных подземными толчками, и слишком неторопливого повышения интереса к продукции со стороны китайских потребителей.
Компании, работающие в отрасли металлургии промышленности РФ, еще не озвучивали цифры по проданным металлам, так что выводы делаются на основании информации, полученной в Росстате и ФАС, а она не слишком свежая. Но несмотря на это, даже опираясь на их статистику, можно сказать, что существуют закономерные тренды для нескольких секторов металлургии. И не исключено, что такие тенденции сохранятся в долгосрочной перспективе в 2023 году.
Согласно публикациям Росстата стала известна динамика объемов производства за первый месяц 2023 года по сравнению с 2022 годом: металлосодержащих рудных материалов было добыто на 3,1%, а угля — на 3,5% меньше. На этом фоне на 3,6% произошел рост выпуска конечных металлоизделий, исключая продукцию машиностроения, а в общем производительность металлургических компаний уменьшилась на 3,8%. Выработка железорудных концентратов в январе оказалась ниже на 5,2%, а агломерата и окатышей — на 8,8%.
Меньше на 2,2% было выплавлено чугуна, содержащего до 30% марганца, и чугуна, подлежащего дальнейшей переплавке в сталь, поставляемого в виде болванок, чушек и иных первичных форм. Сталеплавильные предприятия тоже показали отрицательную динамику по некоторым позициям: выпуск стали с низким содержанием легирующих элементов и полуфабрикатов из нее снизился на 4,1%. При этом всего того же, но в отношении легированной стали, выпущено больше на 2,7%.
Объем выплавки алюминия из глинозема поднялся на 13,9%, необработанной прокатной листовой стали — на 16,5%; трубопрокатной продукции, производимой бесшовным методом, в том числе профильной и фитингов к ней, — на 15,7%; сталепрокатной трубной продукции со сварными швами (Ø до 406,4 мм) — на 3,4; металлоконструкций и комплектующих — на 8,4%.
В отрасли черной металлургии уменьшение объемов производства коснулось следующих металлоизделий: на 10,2% снизился выпуск сортовых прокатных изделий и катанки, выпускаемой методом горячей прокатки; на 1,9% меньше было изготовлено круглого трубопроката Ø 406,4 мм и более; на 10,5% сократился объем неширокого (до 60 см) листа из стали, полученного методом холодной прокатки без дополнительного покрытия слоем другого металла; уменьшение количества выпущенных профильных штампованных и гнутых металлоизделий из стали с низким содержанием легирующих присадок достигло 8,1%, а проволоки, полученной из того же сырья методом холодного волочения, — на 19,3%.
В отрасли цветной металлургии также отмечается отрицательная динамика. Спад выпуска алюминиевых конструкций и комплектующих составил 14,1%, выплавка популярных драгметаллов и некоторых других цветных металлов снизилась на 6%, в том числе золотых слитков в январе 2023 года получено меньше, чем годом ранее, на 9,6%.
Получаются интересные цифры по изменению объемов выпуска и котировок продуктов, выпущенных предприятиями, работающими с черными и цветными металлами. Сравнение сделано по показателям российского и внешнего рынков за январь и февраль текущего года. Стоимость слябов стала выше, как и черного металлолома, железорудных материалов, таких заготовок, как квадрат, и коксующегося угля. Причем в отдельных случаях стоимость поднялась кардинально, а в других незначительно. А если обратиться к цифрам статистики за январь и февраль прошлого года, то получается интересная картина: ситуация с ценами повторяется, то есть можно сказать, что движение котировок сезонное. Есть лишь одно отличие: уровень цен, установившихся в феврале 2023 года, значительно ниже, чем годом ранее.
А вот относительно прочих продуктов ситуация сложилась по-другому. В феврале 2023 года вниз относительно январских показателей пошли котировки на драгоценные металлы — платину и золото, а также на медь и никель и на некоторые другие цветные металлы. Зато в прошлом году февральская цена на эту же продукцию активно росла. Теперь нужно сравнить стоимость металлов в конце прошлого года и в феврале текущего: медь и золото подорожали, а прочие продукты цветмета подешевели. Еще одно интересное сравнение цен — за февраль прошлого и настоящего года. Котировки золота остались неизменными, никель подорожал, а все остальное стало дешевле. Победителем в падении стоимости оказался кобальт — снижение котировок на 50%, на втором месте стоит палладий — минус 33 процента.
По поводу сложившейся ситуации свои выводы озвучил Дмитрий Пучкарев, экперт-аналитик в сфере фондовых операций компании «БКС Мир инвестиций». По его словам, статистика демонстрирует положение на рынке черных металлов России и на мировых биржах цветных металлов. Стоимость стали в РФ начинает меняться спустя 30–60 дней после того, как происходит смена тренда на глобальном рынке, отсюда и такое несоответствие с ценами на продукцию цветной металлургии за период с 1 по 28 февраля 2023 года.
Оксана Лукичева, еще один эксперт-аналитик, только в сфере товарных рынков, сотрудник компании «Открытие Инвестиции», заметила, что интенсивный рост стоимости продукции предприятий черной металлургии замечен в Турции и в РФ по причине проблем, возникших из-за разрушительных подземных толчков и последующего за этим повышение интереса к металлу со стороны потребителей. Следом потянулись котировки на металлургический уголь — в связи с уменьшением интереса китайских покупателей к цветмету он значительно подешевел. А тенденция уменьшения стоимости палладия сохранялась из-за отсутствия необходимого числа покупателей.
Оксана Лукичева прогнозирует сохранение трендов весной и до конца июля. Цены на продукцию компаний цветной металлургии будут, по всей видимости, консолидироваться до того момента, пока ее не начнут скупать китайские трейдеры. Стальная, сталепрокатная продукция, железорудное сырье и коксующийся уголь станут незначительно дорожать, так как будет подниматься интерес к ним со стороны потребителей. Важно принимать к учету, что экономика КНР восстанавливается, и это довольно сильно влияет на то, что компании начинают больше потреблять цветных металлов и меньше стальных сплавов и черных металлов. Снятие ковидных ограничений в КНР станет сильным стимулом к росту фондовых рынков.
Артём Тузов, возглавляющий департамент корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс», выразил согласие с мнением Оксаны Лукичевой. Он считает, что рецессивный тренд глобальной экономики не случился именно по причине выхода китайской экономики из ковидных ограничений, хотя в декабре 2022 года предполагалось развитие подобной ситуации. Важно помнить, что существует многолетняя традиция поставок российского твердого ископаемого топлива китайским потребителям как основному покупателю угля. Освободившись от пандемийных ограничений, КНР начала вновь закупать сырье, топливо и продукцию черной металлургии в РФ. Да и падение рынка цветных металлов тоже не останется надолго, но нельзя не заметить, что рынок простимулирует вовсе не выпуск автомобилей с электродвигателями. Это связано с высокой ценой на электричество в европейских государствах.
Алексей Калачев, сотрудник аналитического отдела ФГ «Финам», озвучил свое видение ситуации. Он так же считает, что на движение цен оказывают влияние положительные тренды в экономике КНР. Особенно это заметно в повышении котировок на сталь: в Соединенных Штатах повышение стоимости металлоизделий составило не менее 25–30%, в Китае — от 12 до 15%, в РФ приблизительно на 10–12%. По прогнозам аналитика, начиная с апреля и заканчивая июнем можно ждать, что стоимость стабилизируется в районе установившихся сейчас уровней. Это будет справедливо в отношении рынка как черных металлов, так и цветмета промышленного назначения. Но хотелось бы знать, какие шаги предпримут компании России, чтобы, находясь в условиях санкционного прессинга, как текущего, так и планируемого, не упустить шанс получить выгоду от роста котировок.
По степени важности Алексей Калачев сначала отмечает установленную США огромную величину пошлины на алюминий, произведенный в РФ, — 200%. Отправлять в Новый Свет алюминий, сколько бы он ни стоил, для «Русла» стало нецелесообразно. Второй момент — новые пошлины на титан, который выпускает российская компания «ВСМПО-Ависма». Смысл экспортных продаж этого металла потерян. Хотя нужно вспомнить, что отказ в приобретении титана корпорацией Boeing компания получила еще в 2022 году. Рост пошлинных сборов окажет отрицательное влияние на американские активы таких компаний, как ЕВРАЗ и НЛМК, которые осуществляют поставку стальных заготовок на свои производственные площадки в Соединенных Штатах.
Что касается ГМК «Норникель», то экспорт меди за океан обеспечивал компании всего 2% от всех доходов, так как поставлялось около 10%, зато палладий отправлялся в США в объеме 25%, а это уже почти десятая часть прибыли. Прочие предприятия РФ, выпускающие медь, изначально выбрали в качестве экспортного направления европейские страны и КНР, а в Америку уходило незначительно количество металла. На них повышение пошлин не окажет значимого влияния.
Прогнозировать, сохранятся ли текущие тренды и как они будут влиять на предприятия России, экперты-аналитики пока не решаются, а ждут, когда поступит статистика по отгрузкам продукции. Но существует предположение, что самый мощный прессинг со стороны санкций продолжит воздействовать на «Русал», ММК и «Северсталь». Меньше всего пострадает Группа «НЛМК», потому что Евросоюз пока разрешает ввоз слябов. Так считают ведущие аналитики Дмитрий Пучкарев и Артём Тузов.
Кроме внешних причин, на сложную ситуацию, сложившуюся вокруг российских металлургов, оказывают влияние и внутренние факторы. В первую очередь это преследование ММК, «Северстали» и НЛМК со стороны ФАС. Нужно напомнить, что в феврале 2022 года компании обвинили в корпоративном сговоре из-за лидирующего места на рынке России по производству горячекатаных металлоизделий. Предприятия получили указания ликвидировать нарушения и были оштрафованы в административном порядке. С решением суда металлурги не были согласны и пришли к единому мнению подать обжалование, посчитав результаты судебных заседаний произволом со стороны чиновников.
Еще одна проблема — недовольство потребителей, возмущающихся ростом стоимости продукции. Один из них — Министерство строительства РФ, обратившееся к антимонопольной службе с заявлением, что неделя за неделей неоправданно растет стоимость арматуры, что неприемлемо для ведущих компаний строительного сектора. Примирить стороны попытались представители Министерства промышленности и торговли, направившие металлургическим компаниям указания обосновать рост стоимости продукции более чем на 10% или самостоятельно оставить цены в границах разумного.
И наконец, есть проблема логистики, заключающаяся в попытках как можно быстрее развить транспортную инфраструктуру для перенаправления товарного потока на Восток. При этом стоит задача не дать вырасти тарифам на транспортировку. И ягодка на торте — акциз на жидкую сталь, введенный с января. Металлургические предприятия считают его слишком серьезной налоговой нагрузкой, так как им приходится платить эти сборы, если цена на стальной сплав переходит за 30 000 рублей за одну тонну. Поэтому трудно сказать, где прорвет рынок — ведь тонких мест, как оказалось, насчитывается немало.
Метки:
статистика
черный_металл
цветмет