Создание проекта сооружений, конструкций требует внимания специалиста ко ряду деталей, связанных с выбранными решениями, материалами строительства. Проектировщику нужно знать нюансы будущего объекта, предполагаемые нагрузки, их направленность. Зная это, подбирают материалы для частей будущего строения. Нагрузки бывают различного происхождения. Они возникают от ударов, изгиба, растяжения, сжимания.
Таблица 1: Модуль упругости для металлов и сплавов
Зная значение упругости материала, можно охарактеризовать его способность возвращаться в первоначальную форму без необратимых повреждений, после воздействия на него. Если приложенные усилия превышают допустимый предел, остаточных дефектов не избежать.
Физические свойства металлов, сплавов определяют возможный тип деформации:
- Упругая – по окончании времени действия внешней силы, форма объекта восстанавливается без повреждений.
- Пластичная - полученная деформация, в результате воздействия на объект внешней силы, необратима.
Модуль упругости отражает несколько физических параметров изучаемых объектов, которые связаны с характеристиками тела, в вопросах деформации упругого вида.
Такой показатель для металлов и сталей необходим для определения максимальных возможностей конструкций, с их применением. От выбранных материалов зависят показатели устойчивости к разнонаправленным нагрузкам. Они будут значительно варьироваться. Полученные данные влияют на возможные сферы, направления эксплуатации будущего объекта, срок службы, с учетом разного рода воздействий.
Материал
|
Модуль упругости, 10¹²·Па
|
Алюминий
|
65…72
|
Дюралюминий
|
69…76
|
Железо, содержание углерода менее 0,08 %
|
165…186
|
Латунь
|
88…99
|
Медь (Cu, 99 %)
|
107…110
|
Никель
|
200…210
|
Олово
|
32…38
|
Свинец
|
14…19
|
Серебро
|
78…84
|
Серый чугун
|
110…130
|
Сталь
|
190…210
|
Стекло
|
65…72
|
Титан
|
112…120
|
Хром
|
300…310
|
Упругость всех марок стали
Показатели устойчивости к разнонаправленным нагрузкам часто требуется узнать для стали. Специалистов интересуют как стандартные параметры, так и условия, при которых параметры упругости становятся максимальной. Параметр зависит от температуры, давления, направленности воздействий и прочего.
Сталь характерна прочностью, легкостью, легко поддается обработке разными современными методами. Известные марки стали получают в результате легирования, добавления вспомогательных веществ, температурной обработки, прочих методов. Поэтому готовые решения известны разными достоинствами:
- Прочность, способность переносить разнонаправленные нагрузки.
- Устойчивость к перепадам температур.
- Устойчивость к изменению показателей влаги. Востребованные марки стали часто противостоят микрокристаллической коррозии, что препятствует окислению металла, в процессе эксплуатации.
- Долговечность, с сохранением первоначальных свойств, преимуществ.
- Небольшой вес, способствующий облегчению готовых строительных конструкций.
Таблица 2: Упругость сталей
Искомый параметр упругость стали является табличным. Он определен, утвержден для марок металла. Параметр зависит от примесей, основного материала в составе, применяемых способов обработки. Поэтому выбирая металлопрокат, рекомендуется учитывать коэффициент упругости стали, для получения конструкции ожидаемых параметров.
Удобно для поиска корректной по параметрам марки стали, ориентироваться на приведенные ниже табличные данные. Используя проверенные, достоверные показатели, специалисты предварительно проводят необходимые подсчеты, указывают требуемое количество веществ разного типа.
Исходя из приведенных данных в ниже созданной таблице, модуль упругости стали колеблется в немалом диапазоне. Это заметно при сопоставлении с другими характеристиками материалов. Такой разброс связан с разными технологиями производства, применимыми на металлообрабатывающих предприятиях. В марках стали есть разновидности предлагаемых позиций. Обширный перечень вариаций, как и разброс параметров упругости, являются результатом применения:
- Выбранных технологий производства, обработки металлопроката.
- Качества, эффективности работы станков, профессионального оборудования для обработки металлического сырья.
- Качества приобретаемого сырья и добавок на производстве.
- Выбранных схем комбинаций примесей, добавок в составе.
Когда требуется получить более точные показатели, над приобретенным металлом проводят лабораторные исследования. Ряд тестов позволит определить точный показатель упругости, как и другие интересующие параметры.
Материал
|
Модуль упругости, 10¹²·Па
|
Сталь низкоуглеродистая
|
165…180
|
Сталь 3
|
179…189
|
Сталь 30
|
194…205
|
Сталь 45
|
211…223
|
Сталь 40Х
|
240…260
|
65Г
|
235…275
|
Х12МФ
|
310…320
|
9ХС, ХВГ
|
275…302
|
4Х5МФС
|
305…315
|
3Х3М3Ф
|
285…310
|
Р6М5
|
305…320
|
Р9
|
320…330
|
Р18
|
325…340
|
Р12МФ5
|
297…310
|
У7, У8
|
302…315
|
У9, У10
|
320…330
|
У11
|
325…340
|
У12, У13
|
310…315
|
Модуль упругости разных металлов
Чтобы получить данные о стойкости к разнонаправленным нагрузкам, потребуется опираться на твердость, прочность, предел упругости стали или иного металла. Сталь – частое решение для возведения объектов. Обусловлено это рядом ее высоких показателей.
В рамках железобетонного строительства специалисты часто внедряют продольно и поперечно расположенные металлические стержни. В зависимости от ориентации, на элементы конструкции оказываются разнонаправленные нагрузки.
Горизонтальные металлические стержни подвергаются явлениям растяжения. Вертикальные элементы получают нагрузки, созданные давлением самого объекта. Установка металлических деталей основания в разной ориентации, относительно осей, помогает грамотно разделить любое давление.
Показатели нагрузок важны и при планировании строительства динамичных конструкций. Например, ранее, в строительстве самолетов, иных летательных средств, не принималась сила упругости стали, не проводилось изучение разнонаправленных нагрузок, которые оказываются на детали. Такая беспечность приводила к катастрофам.
Нередко несчастные случаи, особенно, возгорания, происходили при взлете/посадке авиаконструкции. Причиной было поведение металлических элементов двигателя, при воздействиях такого плана. При взлете/посадке мотор расширяется/сужается, подчиняясь действиям пилота. Если сжатие или расширение было чрезмерным - двигатель не выдерживал оказываемых воздействий, что приводило к возгоранию, взрыву. В полете такая проблема приведет к неприятным последствиями - разрывом топливного бака.
Поэтому предварительное изучение характеристик материала, ориентация на достоверные данные – важный критерий безопасности будущей конструкции. Для подсчетов потребуется знать множество характеристик материалов для работы. Показатели упругости входят в этот список.