Стальная арматура лишь на первый взгляд кажется простым изделием. На самом деле существует несколько технологических процессов производства арматурного проката, и, соответственно, саму арматуру можно подразделить на несколько типов:
Изготавливается арматура из специализированной арматурной стали, чаще всего это марки 35ГС и 25 ГС.
Вся арматура производится в соответствии с нормативами ГОСТ и имеет определенную маркировку:
Арматуру без маркировки «С» при сборке в каркасы рекомендуется связывать специальной проволокой или пластиковыми хомутами, поскольку в процессе сварки такая арматура становится хрупкой и менее прочной.
Арматурный прокат можно также подразделить на «катанку» — это изделия с диаметром менее одного сантиметра, поставляются они в виде мотков; и прутки — это арматура диаметром более одного сантиметра. Максимальный диаметр прутков может достигать 24 мм, а максимальная длина — 12 метров.
Также существует классификация арматурного проката по типу профиля - серповидный, кольцевой или смешанный. В общем случае профилирование арматуры улучшает ее сцепные свойства с бетонной смесью и, соответственно, увеличивает прочность железобетонных конструкций.
При сооружении фундаментов предпочтение до недавних пор традиционно отдавалось арматуре с кольцевым профилем, однако, в последнее время строители все чаще выбирают более сложные профили - четырехсторонние серповидные или европрофили. У такой арматуры есть некоторые недостатки, но она обладает большей выносливостью, что, в свою очередь, повышает общую прочность арматурного каркаса.
В технологическом смысле арматуру можно подразделить на рабочую и вспомогательную. Рабочая арматура используется в качестве основных прочностных элементов фундаментов, плит перекрытий и прочих несущих конструкций, то есть, принимает на себя основные нагрузки, поэтому должна обладать строго определенными характеристиками, точно рассчитанными при проектировании:
При расчете необходимой толщины и типа арматуры учитывается целый ряд параметров - этажность здания, тип фундамента, разновидность почвы и т.д.
Вспомогательная арматура используется, в основном, в качестве соединительных элементов каркаса из рабочей арматуры, поэтому требования к ней не столь строгие.
В последнее время широкое распространение в строительных и дорожных работах приобрели готовые арматурные сетки и каркасы. Эти изделия обладают всеми необходимыми характеристиками, но при этом избавляют от необходимости заниматься резкой металла и сборкой каркасов непосредственно на строительной площадке, а это особенно актуально в случае использования тяжелой арматуры большого диаметра. Кроме того, готовые сетки или каркасы можно заказать сразу по индивидуальным размерам.
В некоторых случаях отличной альтернативой стальной арматуре может служить стеклопластиковая. Среди достоинств такой продукции - небольшой вес, абсолютная коррозионная стойкость, низкая теплопроводность, отсутствие электромагнитных помех и т.д. Однако есть у стеклопластика и ряд недостатков, в частности - низкие пластичность и прочность на изгиб.
В любом случае, выбор той или иной рабочей арматуры при проектировании лучше доверить специалистам и подтвердить соответствующими расчетами.